Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 3 «Рябинка»
Организованная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию дошкольников через расширение кругозора и формирование целостной картины мира
« Символы России»
для детей старше-подготовительного к школе возраста.
Воспитатели: Занегина И.П.
Рожкова М.В
Цель: Сформировать представление о Родине России, через закрепление знаний о символике.
Задачи:
Обучающие: Уточнить знания о березе, матрешке, ярмарке, как народных символах России. Учить детей восприятию главных и второстепенных символ России.
Воспитательные: воспитывать партнерские отношения в процессе работы с символикой, формировать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу. Приобщить детей к народным истокам, восприятию музыкальных и художественных произведений.
Развивающие: Формировать связную устную речь детей, посредством использования названий символов. Закрепить умение и навык продуктивной деятельности, сопровождать его словом, действием.
Предварительная работа: разучивание с детьми песен о Родине, беседы о России, ее культуре, чтение программных произведений, слушание музыкальных произведений.
Материал и оборудование: Презентация, мультимедийное оборудование, принадлежности для продуктивной деятельности.
Оформление: Занятие проводится в музыкальном зале. На центральной стене шторы. Предполагается смена декораций (Декорация мастерской) . В углу музыкального зала оформление ярмарки: ширма в виде домика, столы на них разложены: посуда, игрушки, ложки, матрешки, платки.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель:
Ребята, с каким настроением вы пришли в зал?
Дети: с хорошим, радостным, веселым.
Воспитатель: Мы друг, другу улыбнемся за руки возьмемся и свое хорошее настроение подарим гостям (раскрывают ладошки, и сдувают хорошее настроение в сторону гостей). Здравствуйте.
(Проходят и садятся на стульчики)
Воспитатель: (фон « С чего начинается Родина»)
Ребята, вам знакома эта песня? О чем в ней поется?
Дети: О Родине.
- Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет свои символы, историю, традиции, людей, прославивших ее. У человека есть имя. У страны название.
- Как называется наша страна? (Россия). (слайд №1 «Родина»)
- А, мы, живущие в ней? (россияне).
Воспитатель:
- Наша страна Россия - большое и сильное государство, его знают и уважают во всем мире. Узнают страну по его символам. Что такое символ?
- Дети: Символ – это знак.
У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?
- Дети: Символами нашего государства является (Флаг, герб, гимн).
Воспитатель:
- Давайте, ребята поговорим о флаге. (Слайд «Изображение флага России)
Какой это флаг?
- Дети: Это российский флаг.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: У флага 3 цвета.
Воспитатель: Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Дети: Из белого, синего, красного.
Воспитатель: Как располагаются цвета?
Дети: Цвета располагаются горизонтально, сверху- вниз, белый, синий, красный. Триколор.
Воспитатель:
Что означает белый цвет?
-Дети: (Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает).
Воспитатель:
Что означает синий цвет?
- Дети: (Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей).
- Воспитатель:
Что означает красный цвет?
-- Дети: ( Красный цвет силы, это огонь, отвага, героизм).
Воспитатель: … расскажет нам стихотворение про флаг.
Наша Родина Россия
Нет милее и красивей
Гордо реет над страной,
Флаг трехцветный наш родной.
Белый, синий, красный
Флаг страны прекрасной,
Флаг страны великой
Дорог нам с тобой.
Воспитатель: Флаг –государственный символ. Где можно увидеть флаг?
Дети: На зданиях, Кремля, административном здании г.Коломны,
Воспитатель: А у нас в детском саду где можно увидеть флаг?
Дети: В вестибюле на стенде.
Воспитатель: Второй символ – это герб. Что такое герб? (Слайд № 3 «Изображение герба»)
Дети: Отличительный знак. Официальная эмблема.
Воспитатель: Герб страны – орел двуглавый
Гордо крылья распустил
Держит скипетр и державу
Он Россию сохранил.
На груди орла –щит красный
Дорог всем: тебе и мне,
Скачет юноша прекрасный
На серебряном коне.
Развивается плащ синий,
И копье в руке блестит.
Побеждает всадник сильный,
Злой дракон у ног лежит.
Подтверждает герб старинный
Независимость страны,
Для народов всей России
Наши символы важны.
Воспитатель:
Где можно увидеть герб?
Дети: Изображение герба можно увидеть на деньгах, документах,
Воспитатель:
- Как вы думаете, что такое гимн?
- Дети: Гимн -эта главная песня страны. Его поют и слушают стоя.
Воспитатель:
- В каких случаях исполняется гимн?
- Дети: Гимн исполняется на (военных парадах, перед началом соревнований, в торжественных случаях, в знак уважения к стране).
Ребенок:
«Русь деревянная - края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные песни поют ...»
Мы с вами тоже знаем песню про нашу Родину, давайте исполним ее.
«Песня о России».
Воспитатель: Во все времена люди беззаветно любили свою Родину и самоотверженно ее защищали. Перечислите воинов, которых можно назвать защитниками Отечества.
Дети: Защитники Отечества это: пехотинцы, танкисты, летчики, моряки, артиллеристы, моряки, пограничники.
Воспитатель: 9 мая наша страна отмечала праздник День Победы. Солдатом быть –Родине служить. И сейчас мы посмотрим танец, которые приготовили наши мальчики, будущие защитники Отечества.
Танец «Граница»
Воспитатель:
- Россия - страна очень большая и красивая.
- Чем богат наш край?
- Дети: Наш край богат лесами, реками, озерами, растительным и животным миром.
Воспитатель:
Правильно, ребята, молодцы. А кто вспомнит какое дерево является символом России.
- Символом России является дерево береза.
- Ксюша, прочитает стихотворение «Береза» С. А, Васильевой.
«В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад».
Воспитатель:
Ребята, на Руси существовало много традиций, одна из них устраивать ярмарки. Кто знает что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка- это большие торги, с разными развлечениями. На ярмарке бывают скоморохи, качели, карусели.
И сейчас мы с вами отправимся на ярмарку, где продаются прекрасные вещи, сделанные руками русских мастеров. Давайте возьмемся за руки и пройдем на ярмарку. (Идут змейкой) (Звучит песня ярмарка . Дети подходят к столам где выставлена посуда, игрушки, ложки, матрешки, платки и т.д. Из-за ширмы появляется Петрушка (кукла би-ба-бо)
Петрушка: Здорово, парнишки!
Здорово девчушки,
Знаете кто я?
Дети: Петрушка.
Петрушка:
Угадали, молодцы!
Я –Петрушка с погремушкой
Расскажу я вам на ушко
Как на празднике я был,
Что на ярмарке купил!
(Достает покупки из-за ширмы, ведущий собирает все в корзину)
Взял я чудо-лапоточки
Не себе –любимой дочке,
Вот бараночек вязанка
Для гостей моих приманка!
Полушалочек цветной!
Это мамочке родной!
А еще купил я грушу
Для дружочка, для Ванюши!
Алый сказочный цветок
Хочет маленький сынок!
Доброй бабушке давно обещал веретено!
Решето просила Мила!
Старый дедушка носки.
А соседу прикупил я
Снасти: удочку, крючки.
Дяди Феде рукавицы,
Леснику – большой топор!
Все заказы я исполнил
И про вас я не забыл
Всем вам ложки я купил!
« Танец с ложками»
Воспитатель: Вот мы с вами и побывали на ярмарке. Пели, да танцевали, себя показали.
- Ребята, Россия славилась народными умельцами. И сейчас мы, с вами отправляемся в мастерскую, к Марье - искуснице, хозяйке мастерской.
( Смена декорации: на центральной стене декорация мастерской. Картины с изображением Матрешек, « старичок Фукуруму») Выходит Марья-искусница.
Воспитатель: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей.
Марья-искусница:
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас у себя в мастерской. Проходите, выбирайте каждый себе место. К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир, игрушку, которая является символом России.
- Как вы думаете, какую игрушку увозят гости? Я вам сейчас загадаю загадку, и вы сразу догадаетесь, что это за игрушка.
«В этой молодице прячутся девицы,
каждая сестрица -
для меньшей темница.
Красные щечки, пестрые платочки,
хлопают в ладошки веселые (матрешки).
Марья-искусница: Правильно, ребята молодцы. Вы знаете, что матрешка родилась давным-давно (сто лет) назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Как же выглядела первая русская матрешка?
Дети :Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. (Обращает внимание на картину «матрешки в сарафане с черным петушком») (Слайд)
Марья-искусница: Правильно, вот она эта матрешка. (обращает внимание на слайд)
А кто из вас вспомнит что означает слово матрешка?
Дети: Слово матрешка означает мама.
Марья-искусница: Правильно, вслушайтесь матрешка – в этом названии спряталось любимое слово мама, она как каждая мама заботится, оберегает своих любимых деток, закрывает тельцем все матрешкино семейство.
. Матрёшка - русская народная игрушка. Вместе с русской березкой она стала символом России.
Марья-искусница:
Одежда у матрешек одинаковая. А вот расписывают одежду в каждой мастерской по-разному и названия от этого зависят. Ребята , а каких вы знаете матрешек.
Дети: Матрешки из Сергиево-Посада, Семеновская матрешка, Полхово-Майдана, Вятская.
В мастерской ребята всегда много работы. Здесь я расписываю матрешек для ярмарки, чтобы гости могли их там купить. Коли в гости ко мне пришли помогите мне. Мне очень нужны ваши ловкие, умелые руки. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Прежде чем приступить к работе посмотрим на экран и последим за матрешками.
Гимнастика для глаз
Я для вас приготовила краски, кисти, воду и вот такие дощечки на которых нарисованы матрешки. Скажите пожалуйста вы узнали матрешку?
Дети: Это матрешка из Сергеева Посада или Загорская.
Марья Искусница: Как вы догадались?
Дети: У нее яркий сарафан, на переднике узор, платочек с разноцветной каймой.
Марья Искусница: Обратите внимание, что вам нужно дорисовать матрешкам?
Дети: Матрешкам нужно дорисовать орнамент на переднике и платке.
Марья Искусница: Давайте вспомним каким методом мы будем рисовать орнамент?
Дети: Орнамент мы будем рисовать методом примакивания.
Марья Искусница: Хочу вам напомнить: что листочки мы будем рисовать методом примакивания всем ворсом кисти, а цветочки кончиком кисти.
Марья Искусница: Вот вы и закончили свои работы, вы показали свои знания и умения. Посмотрите какие они получились красивые. Спасибо вам за помощь все ваши работы я отнесу на ярмарку. Я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, как велика и прекрасна наша Родина Россия, чтобы вы любили и гордились своей страной, ее культурой. Спасибо вам еще раз и я хочу подарить подарки вам и нашим гостям. ( Детям конфеты в форме матрешки, гостям магнитики матрешки)
Дети благодарят Марью Искусницу.
Марья Искусница: Всем, кто нас видел, всем, кто нас слышал.
Доброго здоровья и низкий поклон.
Литература: Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» , под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез,2012 г.
Методическое пособие «Творческий поиск» сост.Т.В.Старостина – Коломна: Инлайт, 2010 г.
«Веселая ярмарка» Н.В.Бердникова
Интернет ресурс http://pedgazeta.ru/22917